Фрейд жив? Вряд ли

Is Freud still alive? No, not really.

John F. Kihlstrom, профессор Департамента психологии, Университет Калифорнии (University of California), Беркли (Berkeley).


Замечание. Это эссе изначально было приготовлено для Hilgard's Introduction to Psychology, 13th Ed., by R. Atkinson, R. C. Atkinson, E. E. Smith, D. J. Bem, & S. Nolen-Hoeksema. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 2000 и было опубликовано в переработанном виде в 14-м издании (2003). Версия, опубликованная здесь, была доработана по сравнению с первоначальной публикацией.

Если двадцатый век был «веком Америки», он также был веком Зигмунда Фрейда (Roth, 1998). Такими книгами, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Введение в психоанализ. Лекции» (1915-1916), которые были очень популярны, Фрейд изменил наше представление о личности. Коперник показал, что Земля не лежит в центре Вселенной, Дарвин показал, что люди являются потомками «низших» животных. Эти учёные опровергали стереотипы, и Фрейд считал, что повторил их подвиг, потому что показал, что наш опыт, мысли и действия определяются не только рациональной и сознательной деятельностью, но и иррациональными силами за пределами сознания. Понять эти силы и управлять ими можно только с помощью психотерапевтического процесса, который он назвал психоанализом.

Фрейд также изменил наш психологический словарь. До того, как вы начали читать эту книгу, вы уже знаете про Ид и Суперэго, зависть к пенису и фаллические символы, боязнь кастрации и комплекс Эдипа. В массовом сознании психотерапия практически отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, сосредоточенная на толковании неоднозначных событий, лежит в основе «постмодернистского» подхода к литературной критике, называемого деконструкцией. Влияние Фрейда на современную культуру более основательное и длительное, чем Эйнштейна или Уотсона и Крика, Гитлера или Ленина, Рузвельта или Кеннеди, Пикассо, Элиота или Стравинского, Биттлз или Боба Дилана.

Мы неявно подразумеваем, что теория Фрейда является научной. Но с научной точки зрения, классический фрейдистский психоанализ мёртв и как метод терапии, и как метод исследования разума. Эмпирические исследования не подтверждают оригинальные утверждения психоанализа, а именно, стадии развития ребёнка: оральная, анальная, фаллическая, генитальная, или что маленькие мальчики испытывают сексуальное влечение к матерям и ненавидят и боятся своих отцов. Эмпирические исследования не подтверждают, что психоанализ является более эффективным, чем другие формы психотерапии, например, систематическое десенсибилизация или тренинг настойчивости. Эмпирические исследования не показывают, что психоанализ достигает эффекта с помощью тех механизмов, которые описаны в психоаналитической теории, а именно, перенос и катарсис.

Конечно, Фрейд жил в совсем других условиях, поэтому можно подумать, что его теории касались европейского общества того времени. Однако, недавние исторические исследования показывают, что клинические данные систематически искажались в пользу его теории бессознательного конфликта и инфантильной сексуальности и что он неправильно истолковал и подделал клинический материал. Нельзя считать Фрейда продуктом своего времени, его теории были неверными даже в то время, когда он их опубликовал.

Drew Westen (1998), психолог из Медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School), хотя и согласен, что теории Фрейда устарели, но считает, что теоретическое наследие Фрейда принято большинством учёных: существование бессознательных процессов, важность конфликта и амбивалентность в поведении, конструирование личности взрослого в детстве, ментальные представления как медиатор социального поведения, стадии психологического развития. Однако некоторые из этих утверждений также сомнительны. Например, исследования не подтверждают, что метод воспитания имеет остаточное влияние на личность. Кроме того, Westen обходит стороной вопрос, являются ли взгляды Фрейда на воспитание правильными. Одно дело сказать, что бессознательные мотивы влияют на поведение. Совсем другое, сказать, что каждая наша мысль или дело мотивируется вытесненными сексуальными и агрессивными побуждениями; что дети имеют эротические чувства по отношению к родителю противоположного пола; что мальчики жестоки по отношению к своим отцам, потому что они рассматривают последних как конкурентов за любовь матери. Именно в это верил Фрейд, и на данный момент мы можем сказать, что все взгляды Фрейда были неверными. Бессознательное, которое исследуется в лаборатории (эксперименты по автоматизмам и неявной памяти) не имеют ничего общего с бессознательным, как оно понимается психоаналитической теорией (Kihlstrom, 1999).

Westen также говорит, что психоанализ сильно развился со времён Фрейда, и что было бы нечестно ограничивать психоанализ видением Фрейда. Это правда, и из истории известно, что так называемая «эго-психология» помогла сохранить всё, что было интересным в психологии, в течение «тёмных веков» радикального бихевиоризма (Kihlstrom, 1994). Но мы опять ушли от вопроса, были ли теории Фрейда правильными. Также остаётся открытым вопрос, являются ли эти «неофрейдистские» теории более научными, чем их предшественник — фрейдистская теория. Так и не ясно, является ли теория стадий психологического развития Эрика Эриксона более обоснованной, чем Фрейда.

Хотя Фрейд сильно повлиял на культуру двадцатого века, в психологии двадцатого века он был мёртвым грузом. Обширные области исследования, о которых пишет Westen, исследовались в психологии и до Фрейда, или исследовались без его влияния. Для психологов в лучшем случае Фрейд является исторической фигурой. Он скорее изучается как писатель в отделах языка и литературы, чем как учёный в отделах психологии. Психологам он не нужен.

Литература

Crews, F.C. (Ed.). (1998). Unauthorized Freud: Doubters confront a legend. New York: Viking.

Kihlstrom, J.F. (1994). Psychodynamics and social cognition: Notes on the fusion of psychoanalysis and psychology. Journal of Personality, 62, 681-696.

Kihlstrom, J.F. (1999). The psychological unconscious. In L.R. Pervin & O. John (Eds.), Handbook of personality, 2nd ed. (pp. 424-442). New York: Guilford.

Macmillan, M.B. (1996). Freud evaluated: The completed arc. Cambridge, Ma.: MIT Press.

Roth, M. (1998). Freud: Conflict and culture. New York: Knopf.

Westen, D. (1998). The scientific legacy of Sigmund Freud: Toward a psychodynamically informed psychological science. Psychological Bulletin, 124, 333-371.